План побега
— В моей жизни часто складываются знаковые ситуации. Слышу от близких слова, которые становятся призывом к действию. Когда вслед за мужем я уехала в Киров, было сложно привыкнуть к самостоятельной, непростой жизни.
Мои родители — известные, уважаемые в Туле люди, с их мнением в родном городе считались. В период дефицита, когда банка кофе и конфеты «Птичье молоко» всем казались недосягаемым счастьем, я не ела их просто потому, что не хотела. Красивые наряды, трепетная забота отца и мамы...
А в Кирове попала в совершенно новую среду, поняла, что здесь я «никто» — как котенок, брошенный в воду. Плакала, даже готовила «план побега».
Тогда папа сказал: «Да, ты вправе вернуться. Но если сможешь сделать себя сама, буду тобой гордиться». Это был приговор.
Поступить иначе — значило предать отца, потерять доверие самого близкого человека.
С «комплексом отличницы»
Да, в детстве мне было многое доступно, но за это с меня и спрашивали по полной программе.
Родители хотели, чтобы я была лидером во всем. Пятибалльный аттестат, красный диплом. Уверена, «комплекс отличницы» помогает в жизни. Рядом со мной должно быть все только самое лучшее. И это осознание успехов дарит вкус к жизни.
Пять лет назад про компанию «Вина всего мира» никто не слышал. Когда пришла на должность руководителя, сомневалась, смогу ли поднять фирму. Проработав месяц, решила: «Не выдюжить». На что муж сказал: «Что ты крылья опустила, ты же сильный человек. Выдержишь — мы с дочерью будем уважать тебя».
С их напутствием смогла дать компании второе дыхание — сейчас нас знают и в Кировской области, и за ее пределами.
Успех — вопрос времени
Я азартна в бизнесе: при любых трудностях возникает внутренний драйв, спортивная злость, и мне обязательно нужно выиграть. Быть в числе первых.
Не оставляю для себя пути отступления. Если не получается сейчас, сделаю позже. Правильная цель — та, которую пока не знаешь, как достичь. Помню наставление отца: «Если сказала слово, держи. Как бы тяжело ни было. Никто не должен знать, что пока ты не видишь пути решения...»
Успех — лишь вопрос времени: когда это будет? Я не люблю быстрые победы. Они как замки из песка. Поэтому многие идеи вымучены, выстраданы.
Открытие нашей розничной сети — непростой проект. Первое время все обстоятельства были против: не получалось найти подходящее помещение, затем долго не могли оформить документы на него. Чуть было не повернула назад... И когда мы уже решались готовить путь отступления, неожиданно получили «добро»!
От всех этих перепитий появляется такая усталость, что, побеждая, прыгать до потолка не остается сил — лишь внутри ощущаешь тихую гармонию.
Иногда возникает мысль: «Кажется, я добилась всего, чего хотела: фирма получила контракты, которые казались недосягаемыми, мы зашли на территорию Коми, открыли розницу... Чего еще желать?»
Но интуитивно чувствую, на этом не остановлюсь. Если не мы, то кто-то другой. Так почему тогда не мы?
Может быть, кому-то не импонирует, что я живу любимым делом и требую от сотрудников того же. Но если вижу, что человек не «горит» работой, он становится мне неинтересен.
Без «киндер-сюрпризов»
Партнеры часто говорят: «Вы так вкусно рассказываете, что хочется прямо сейчас побежать и попробовать продукт!» Для меня торговля — творчество. В ней нужно быть разноплановой: и психологом, и аналитиком, и фокусником... В продажах, как и на войне, все средства хороши. Но предложение должно быть честным. Люди даже за небольшие деньги хотят получить качественный товар, а не «киндер-сюрприз».
Продать можно все. Смотря, какую цель ставишь перед собой. Торговать тетрапаком ради быстрой прибыли или предлагать стоящие напитки, воспитывать вкус, вести просветительскую работу? Я признаю только второе.
У человека должно быть право выбора, в информационном вакууме сложно ориентироваться.
Состоялась «до абсурда»
Люди часто подменяют понятия, используют дружбу в корыстных целях. И тогда в бизнесе приходится принимать непопулярные решения. Сложно. Но это работа: здесь нельзя быть «миленьким». Как учил отец: «Руководитель должен быть не добрым, а справедливым».
В минуту слабости не хочу ни от кого жалости — лишь твердое плечо.
Мама часто переживает за меня: «Разве можно принимать все так близко к сердцу — недолго и сгореть на работе!» Но жизнь одна, и если, как говорил Стив Джобс, постоянно помнить о том, что мы смертны, можно не строить планов больше чем на год вперед, а это плохо. Нужно заставлять себя планировать так, будто проживешь много лет.
Дети остаются детьми, пока живы их родители. Я могу расплакаться, обняв отца и маму. Знаю, они меня не осудят и не будут жалеть, а просто поймут, что тяжело.
Они всегда говорят: «Ты должна быть лучше нас». И я передаю эту мысль своей дочери. Если дети стоят на той же ступени, что родители, значит, развитие остановилось.
Муж шутит: «Наверное, ты родилась директором». Но, отдаваясь работе, понимаю, что невозможно уделять столько же времени семье.
Жалею, что многие моменты взросления дочери я пропустила. Повлияла на ее выбор и отправила учиться в Москву, не думая, насколько ей там будет комфортно. Может быть, в этом и состоит мой эгоизм. Сейчас стараемся быть подружками: готова принять любое ее решение по жизни.
Совсем недавно у нас был разговор по душам. Она сказала: «Мама, я тебя очень люблю, ты первый человек для меня, но я не хочу быть такой же — не хочу, как ты, «состояться до абсурда». Просто потому что в своей жизни она хочет быть больше женщиной, чем карьеристкой. А я все же больше руководитель, чем хранительница очага. Но, оглядываясь назад, ничего бы не изменила в прошлом.
Статьи по теме: